top of page

Довоенная жизнь

    Родился Муса в татарской деревне Мустафино Оренбургской губернии (ныне Шарлыкский район Оренбургской области). В небогатой крестьянской, многодетной семье он был шестым ребенком. Отец Мустафа и мать Рахима с раннего возраста приучали своих детей ценить труд, уважать старших и хорошо учиться в школе. Мусу даже не нужно было принуждать к школьным занятиям, к знаниям у него была особая любовь. Он был очень старательным мальчиком, обожал поэзию, а свои мысли выражал необычайно красиво, это заметили и учителя, и родители.

    Огромное влияние на формирование внутреннего мира будущего поэта оказала его мать Рахима, которая была хранительницей и исполнительницей замечательных образцов татарского народного творчества в семье.  В юности она считалась первой певуньей на деревне, не только знала множество песен, сказок, баитов, но и сама сочиняла их.  Сложенный ею мунаджат к сыновьям Ибрагиму и Мусе до сих пор бытует в Мустафино. Джалиль, по его собственному признанию, начал сочинять стихи с десяти лет. Первые стихотворные опыты не сохранились.

      С шести лет Муса пошел учиться в сельский мектеб. Потом семья переехала в Оренбург, и там юного поэта удалось устроить на учёбу в медрес "Хусаиния".  Здесь талант Мусы раскрылся в полную силу. Он учился хорошо по всем предметам, но особенно легко ему давались литература, пение и рисование. 

     Отроческие годы Мусы совпали с периодом больших социальных потрясений. Активный, любознательный и очень впечатлительный подросток, увлеченный романтикой борьбы за свободу, самим духом близящихся революционных преобразований, был захвачен бурным потоком событий.

     Позже он писал: "В эти годы "Хусаиния" была уже далеко не прежняя. Внутри "Хусаинии" обостряется борьба между детьми баев, мулл, националистами, защитниками религии и сыновьями бедняков, революционно мыслящей молодежью. Я всегда стоял на стороне последних и весной 1919 года записался в только что возникшую оренбургскую комсомольскую организацию, боролся за распространение в медресе влияния комсомола".  

     А в 1919 году в газете "Кызыл Йолдыз"  ("Красная звезда"), которая выходила в Оренбурге, было опубликовано первое стихотворение Джалиля, которое называлось "Счастье". С тех пор стихи Мусы стали публиковаться регулярно. Под его стихами ставили подпись "Кечкенэ Джалиль" (маленький Джалиль). Так он стал известен в Оренбурге.  

       Любимыми его поэтами тогда были Омар Хайям, Хафиз, Саади, Дердмэнд.    Под влиянием их поэзии он слагал свои романтические стихи.

     Вскоре умер отец и Муса возвращается в родную деревню. Джалиль создает здесь детскую коммунистическую организацию "Красный цветок," куда вошли около сорока мальчишек и девчонок. Они ставили спектакли, проводили вечера, издавали стенгазету и рукописный журнал, который Муса заполнял своими стихами, рассказами, пьесами.

     В феврале 1920 года по инициативе Мусы в Мустафино возникает комсомольская ячейка. Муса становится признанным вожаком сельской молодежи. Его посылают делегатом на губернскую конференцию комсомола.

      В 1920-1921 годах в губернии подняли голову кулаки. Они устраивали бунты, сколачивали банды. Для борьбы с этими бандами среди сельских комсомольцев создавались добровольческие отряды коммунаров. Муса входит в один из отрядов и участвует в разгроме кулацких шаек.

     В 1921 году, несмотря на юные годы, Муса слушатель Оренбургской военно-партийной школы. Ученики школы выполняли и воинские обязанности: несли в городе караульную службу, сражались с бандами. Проучившись в школе шесть месяцев, он тяжело заболел и около года пролежал в больнице.

    Осенью 1922 года шестнадцатилетний Муса Джалиль переезжает в Казань. "Меня вела…окрыляла вера в поэтическую силу",- писал он позднее. Устроился переписчиком в редакцию газеты "Татарстан", по приезде в Казань его стихи стали выходить один за другим.

    Осенью 1923 года Джалиль поступил на татарский рабфак, закончил его успешно в 1925 году. Рабфак серьезно повлиял на творческие поиски поэта. Революционная борьба, рабочие будни фабрик, темы новой деревни входят в стихи в своем реально-жизненном виде. "Дитя труда", " На заводе "Орлес", "На ржаном поле". В это же время написано несколько пьес. "Девушка Бибкай", "Гусиные крылья", которые, игрались на сценах Казани и Уфы.

      По окончании рабфака Джалиль в 1925 году вернулся в Оренбург. Оренбургский Губком направил его инструктором в Орский уездный комитет комсомола. Год Муса работал в Орске и еще год в областном комитете комсомола Оренбурга. Вскоре Муса Джалиль был избран членом Центрального комитета ВЛКСМ Татаро-Башкирского Бюро. С 1927 по 1930 годы Джалиль продолжил комсомольскую работу уже в Москве. "Комсомольская работа обогатила мой жизненный опыт, закалила меня, воспитала во мне новый взгляд на жизнь",- вспоминал он.

    В 1927 году Муса поступил в Московский государственный университет.  На протяжении всей учёбы в высшем учебном заведении он писал свои красивые стихи на родном языке, их переводили и читали на поэтических вечерах. Лирика Мусы пользовалась успехом.

    Варлам Шаламов, живший с ним в одной комнате в студенческом общежитии, писал: "Достоинств у Мусы было много. Комсомолец – раз! Татарин – два! Студент русского университета – три! Литератор – четыре! Поэт – пять! Муса был очень опрятен: маленький, аккуратный, с тонкими, маленькими, женскими пальчиками, нервно листавшими книжку русских стихов. Вечерами, не то что часто, а каждый вечер, Муса читал вполголоса на татарском свое или чье-то чужое. Вместо молитвы Муса учил русские стихи, вызубрил все, что не возьмешь изнутри, со смысла и чувства. Способ старинный, надежный, а может быть, и единственный…".

     Закончил институт, работал редактором детских журналов, завотделом литературы и искусства газеты "Коммунист", секретарем Союза писателей Татарской АССР. В 1934 году вышли два его сборника: "Орденоносные миллионы" на комсомольскую тему и "Стихи и поэмы".

   Он мог писать когда угодно и где угодно. У Мусы выработалось привычка творить в любых условиях - дома и на улице, в коридорах учреждений и во время деловой беседы. Он не умел вести лишь одну работу. Когда писатели Татарии избрали Джамиля своим руководителем, он не оставил работу в молодом оперном театре. Затем его избрали депутатом Казанского горсовета, он выполнял важные партийные поручения. И Муса Джалиль всегда был занят, вечно спешил. При этом поэт знал на память всего Тукая, М. Гафуди, тысячи народных песен, шедевры русской мировой поэзии.

     22 июня 1941 года Муса с семьей собирался на дачу друга. На вокзале его и настигло известие о начале войны. Уже на следующий день он отправился в военкомат с просьбой отправить его на фронт, но там узнав, что Джалилов известный писатель, руководитель татарской писательской организации, отказали и предложили остаться в тыловой части.

     Но Муса решительно этому воспротивился и добился отправки на фронт.

Боевой путь

   С 13 июля 1941 года Джалиль на фронте. Первоначально Мусу определили в артиллерийский полк конным разведчиком. Затем его направляют на курсы политработников, после окончания он в звании старшего политрука прибыл на Волховский фронт корреспондентом армейской газеты "Отвага".

   Началась жизнь армейского политработника и военкора, полная трудностей, лишений и риска. Все время на передовой. Пишет о героях, боях, военной жизни.

      В последнем письме своему другу Гази Кашшафу напишет: "Я продолжаю писать стихи и песни. Но редко. Некогда, и обстановка другая. У нас сейчас кругом идут жестокие бои. Крепко деремся, не на жизнь, а на смерть. Дорогой мой Кашшаф! Ты у меня был и остаешься самым близким, заботливым, душевным другом. Если я погибну, я все свое творчество полностью доверяю тебе. Таково мое завещание: написанное при моей жизни все полностью отдается в твое распоряжение, переходит к твоей защите и заботе. Я рад, что моя поэзия передается в надежные заботливые руки".

     Фронтовая лирика Джалиля - это стихи искренние, достоверно раскрывающие чувства и мысли человека на войне. Такие стихи, как "Смерть девушки," "Слеза," "След," не могли оставить читателя равнодушным, они звали к отмщению, к немедленному действию. Очевидцы рассказывали, что Муса все время носил в своей походной сумке толстую потрепанную тетрадь, в которую записывал все, сочиненное им.

     Конец июня 1942 года. 26 июня в ходе наступательной операции у деревни Мясной бор Муса тяжело раненный, оглушенный взрывной волной попадает в плен к немцам. Со званием политрука Муса Джалиль мог быть расстрелян в первые дни пребывания в лагере. Однако никто из товарищей по несчастью его не выдал.

    В последних числах октября 1942 года, через 4 месяца скитаний по разным концлагерям, Джалиля привезли в польскую крепость Демблин. В Демблин немцы собирали в основном военнопленных национальностей Поволжья и Приуралья – татар, башкир, чувашей, марийцев, мордвинов, удмуртов.

     После поражения под Сталинградом фашисты решили разыграть "национальную карту": задумали создать легион из советских военнопленных не русской национальности, думая, что смогут склонить их к сотрудничеству. В августе 1942 года был подписан приказ о создании легиона "Идель-Урал". Его планировалось создать из числа советских военнопленных - представителей народов Поволжья, в первую очередь татар.

     В лагере для военнопленных были разные люди - кто-то пал духом, сломался, а кто-то горел желанием продолжать борьбу. Из числа таких и сформировался подпольный антифашистский комитет, членом которого стал Муса Джалиль.        Эта была смертельно опасная игра.

   Военнопленные-подпольщики после долгих раздумий дали согласие на участие в легионе. чтобы вести среди завербованных военнопленных антигитлеровскую пропаганду. организовывать побеги, разлагать легион.

     Мусу Джалиля немцы назначили ответственным за культурно-просветительную работу. Ему приходилось ездить по лагерям. Пользуясь моментом, он вербовал всё новых и новых людей в подпольную антифашистскую организацию. Он даже смог установить связи с подпольщиками из Берлина под руководством Николая Бушманова.

    Эффективность подпольщиков была невероятной Легион «Идель-Урал» так и не стал полноценной боевой единицей. Его батальоны поднимали восстания и уходили к партизанам, легионеры группами и поодиночке дезертировали, пытаясь добраться до расположения частей Красной Армии.

   В конце лета 1943 года подпольщики готовили массовый побег заключённых, связались с партизанами и договорились об общем восстании батальона в 23:00 22 февраля.  Но нашёлся предатель, кто-то выдал замыслы подпольной организации - немцам стало известно о планах легионеров, и они за час до восстания арестовали 11 руководителей подполья, в том числе Джалиля. Их заточили в тюрьму Моабит. Начались дни и ночи допросов.  Допрашивали с пристрастием, используя все мыслимые и немыслимые виды пыток.  Муса один на один со своим блокнотом. Тетради сшиты из небольших разрозненных клочков бумаги.

    Об ужасах фашистской неволи Джалиль рассказал в "Моабитских тетрадях" - 92 стихотворениях, неповторимых, обжигающих своей подлинностью документах. А всего в плену и заточении он написал 115 стихотворений. То, что накапливалось в творчестве Джалиля постепенно, годами, проявилось в ослепительно-яркой вспышке. Со страниц " Моабитских тетрадей" перед нами встает не просто талант, принадлежащий одному народу, а поэт, по праву принадлежащий к числу лучших сынов человечества.

     Но больше, чем неизбежная казнь, в заключении Джалиля тревожила мысль о том, что на родине не узнают, что с ним стало, не узнают, что он не был предателем. Свои блокноты, написанные в Моабите, он передал товарищам по заключению, тем, кому не грозила смертная казнь.

    25 августа 1944 года. пятым, в 12:18, расстался с жизнью писатель Мусса Гумерофф-Джалиль (так значилось в его учетной карточке смертника). Под этим именем погиб Муса Мустафович Залилов, он же Муса Джалиль. За то, что он был участником и организатором подполья, немцы казнили его в берлинской тюрьме Плётцензее на гильотине.

 

Мирное время

    Опасения Мусы Джалиля о том, что будут говорить о нем на родине, оправдались. В 1946 году Министерство госбезопасности СССР завело на него розыскное дело.

    Но еще в 1945 году в Берлине советскими солдатами была обнаружена записка Мусы Джалиля, в которой он рассказывал о том, что вместе с товарищами приговорен к смерти как подпольщик, и просил сообщить об этом родным. Кружным путем, через писателя Александра Фадеева, эта записка дошла до семьи Джалиля. Но подозрения в измене с него сняты не были.

     В 1947 году из советского консульства в Брюсселе в СССР прислали блокнот со стихами. Это были стихи Мусы Джалиля, написанные в Моабитской тюрьме.

     Блокнот  вынес из  тюрьмы  сосед  поэта  по камере,  бельгиец  Андре Тиммерманс. Еще несколько блокнотов передали бывшие советские военнопленные, входившие в легион "Идель-Урал".

    Огромную работу по восстановлению честного имени М. Джалиля проделал его друг и душеприказчик Гази Кашшафу (Гиргази Султанович Кашафутдинов).

    Вся жизнь его и деятельность отданы раскрытию роли поэта в подпольной организации антифашистов. Кашшафу рассказывал, что в поисках предателя и клеветника он объехал чуть ли не весь Советский Союз, пока не отыскал его в 1952 году в одном из городков Средней Азии. И только после того, как предатель был найден, судим и расстрелян, стало возможным публиковать и пропагандировать Моабитские стихи, написанные в тяжкие дни ожидания смерти.

    Муса Джалиль при жизни опубликовал 10 поэтических сборников, но, как он признавался, опубликовано было лишь тридцать-тридцать пять процентов его произведений. Один из первых переводов стихов Джамиля на русский язык осуществил Эдуард Багрицкий (стихотворение "Весна" (1929). В переводе на русский язык при жизни поэта вышло две книги: "Стихи "(1935) и "Письма из окопа" (1944). О второй Муса даже не узнал – он томился в это время в берлинской тюрьме в ожидании смертной казни.

    Первое издание "Моабитских тетрадей" на русском языке осуществлено в Москве в 1954 году под редакцией С.П. Щипачева. Стихи поэта стали известны миру спустя полтора десятилетия после его гибели. Стихи Мусы Джалиля, переведенные на 60 языков мира, считаются примером великого мужества и стойкости.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Залилову Мусе Мустафовичу (Мусе Джалилю) присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

     В 1957 году Мусе Джалилю посмертно была присуждена Ленинская премия за цикл стихов "Моабитская тетрадь".

Моабитский герой

 

     Муса Мустафович Залилов (Джалилов) (15.02.1906 - 25.08.1944 гг.), советский, татарский поэт и журналист, военный корреспондент, Герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии (посмертно).

Муса Мустафович Залилов (Джалилов) (15.02 1906 - 25.08.1944 гг.). Джалиль не псевдоним, а более близкое к татарскому написание той же фамилии. Татарский звук "ж" передается на русский и как "з", и как "дж", Советский, татарский поэт и журналист, военный корреспондент, Герой Советского Союза (посмертно), Лауреат Ленинской премии (посмертно).

Муса Мустафович Залилов (Джалилов)

Оренбургская губерния - административная единица Российской империиРСФСР и СССР, существовавшая в 1744-1782 и 1796-1928 годах. Губернский город - Оренбург.

Оренбургской губернии

Баит - сюжетная песня или сказание типа русских былин, преимущественно на трагические темы.

баитов,

Мунаджат - стихотворное послание религиозного или нравоучительного характера.

мунаджат

Мектеб - мусульманская (как правило) начальная школа в странах Востока и Российской империи. В основном обучали детей чтению, письму, грамматике и исламу.

мектеб.

Медресе "Хусаиния" - медресе при мечети Хусаиния в г. Оренбурге построено в 1891 году. Мусульманская средняя и высшая школа. После революции это учебное заведение было реорганизовано в Татарский институт народного образования.

медресе "Хусаиния".

Газета "Кызыл Йолдыз"- газета на татарском языке

газете "Кызыл Йолдыз"

Омар Хайям- (8 мая 1048 - 4 декабря 1131) легендарный персидский поэт ученый и философ, знаменитый благодаря своей невероятно результативной деятельности в таких сферах, как история, математика, астрономия, литература и даже кулинария. Известен как создатель самого точного из ныне используемых календарей. На протяжении всей жизни он писал стихотворные афоризмы (рубаи), в которых высказывал свои сокровенные мысли о жизни, о человеке.

Омар Хайям,

Хафиз Ширази - Шамсуддин Мухаммад Хафиз Ширази (ок. 1325 - 1389/1390 гг.) - персидский поэт и суфийский шейх, один из величайших лириков мировой литературы Его стихи являются вершиной персидской поэзии. 

Хафиз,

Саади Ширази наст. имя - Муслихиддин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифаддин (ок. 1203/1210 - ок. 1292 гг.) - персидский поэт, мыслитель. Основные произведения Саади, принесшие ему мировую славу: "Гулистан" ("Розовый сад") и "Бустан" ("Плодовый сад"). Эти произведения являются энциклопедией практической жизни.

Саади,

Дердмэнд - Заки́р Сады́кович Рамиев (ноябрь 1859-октябрь1921) классик татарской литературы, известный золотопромышленник и меценат, оренбургский купец первой гильдии. Член Государственной Думы первого созыва (от Оренбургской губернии).

Дердмэнд.

Татарский рабфак - рабочий факультет при Восточном (ныне Казанском) педагогическом институте.

татарский рабфак,

Губком - губернский комитет комсомола

Губком

Татаро-Башкирское бюро. В ЦК ВЛКСМ с 1927 по 1939 годы создаются и действуют национальные отделы. Джалиль был членом Татаро- Башкирского бюро ЦК ВЛКСМ, в последнее время - ответственным секретарем бюро.

Татаро-Башкирского Бюро.

Шаламов Варлам Тихонович – советский и российский писатель XX века, который стал известен благодаря своим "Колымским рассказам", повествующим о нелёгкой судьбе людей, которые во времена сталинских реформ были сломлены этой самой системой.

Варлам Шаламов,

Тукай Габдулла Мухамедгарифович. Татарский народный поэт, литературный критик, публицист, общественный деятель и переводчик.

 

Мажит Гафуди - башкирский и татарский писатель, народный поэт Башкирской АССР, классик советской башкирской и татарской литературы, поэзии, фольклорист, драматург.

Тукая, М. Гафуди,

Гази Кашшафу - Миргази Султанович Кашафутдинов (1907-1975), друг и душеприказчик М. Джалиля, известный критик, литературовед. основной биограф и исследователь жизненного пути М. Джалиля. Вся жизнь его и деятельность отданы раскрытию роли поэта в подпольной организации антифашистов и коммунистов, окружению поэта.

Гази Кашшафу

Концентрационный лагерь (концлагерь) - специально оборудованный центр массового принудительного заключения и содержания следующих категорий граждан различных стран: военнопленных и интернированных во время войны. Фашистские концлагеря предназначалась для физического уничтожения целых народов, в первую очередь славянских; тотального истребления евреев, цыган. Для этого они оснащались душегубками, газовыми камерами и др. средствами массового истребления людей, крематориями.

концлагерям,

"Национальная карта" - готовясь к войне против СССР, Гитлер рассматривал свою очередную жертву как рыхлое государственное образование рассчитывал на распад советского многонационального государства. Вопреки его ожиданиям, с первых дней войны люди разных наций и народностей сплотились в борьбе с фашизмом.

"национальную карту":

Легион "Идель-Урал" - Волжско-татарский легион. Подразделение Вермахта, состоявшее из представителей поволжских народов (в основном из татар и из других народов: башкир, марийцев, мордвы, удмуртов) создан летом 1941 года.

Волжско-татарским легион немцы именовали "Идель-Урал". Название происходило от несостоявшегося одноименного поволжского "мини-государства" (штата), которое намеревались создать в Гражданскую войну на территории России.

легиона "Идель-Урал".

Подпольный антифашистский комитет - с конца 1942 года в легионе "Идель-Урал" действовала подпольная организация, ставившая своей целью внутреннее идейное разложение легиона. Подпольщики печатали антифашистские листовки, распространявшиеся среди легионеров.

За участие в подпольной организации 25 августа 1944 года в военной тюрьме Плётцензее в Берлине были гильотинированы 11 легионеров-татар: Гайнан Курмашев, Муса Джалиль, Абдулла Алиш, Фуат Сайфульмулюков, Фуат Булатов, Гариф Шабаев, Ахмет Симаев, Абдулла Батталов, Зиннат Хасанов, Ахат Атнашев и Салим Бухаров.

подпольный антифашистский комитет,

"Моабитская тетрадь" - две маленькие, сшитые из разных клочков бумаги тетрадки с моабитскими стихами Мусы Джалиля. Стихи написаны убористым арабским шрифтом. Первая тетрадь содержит 62 стихотворения, вторая - 50. Первую тетрадь вынес из Моабитской тюрьмы бывший узник, советский военнопленный Габбас Шарипов. Вторую тетрадку, написанную латинским шрифтом, вынес бельгийский патриот Андре Тиммерманс.

"Моабитских тетрадей"

Фадеев Александр Александрович - русский и советский писатель А. Фадеев был также известным общественным деятелем и журналистом. В годы Великой Отечественной войны он работал военным корреспондентом, как и многие другие советские авторы. Наибольшую известность Александру Фадееву принесло произведение "Молодая гвардия". А. Фадеев совместно с К. Симоновым, журналистом Ю. Корольковым и другими принимали активное участие в поиске доказательств, оправдывающих М. Джалиля - поэта-героя от тяжких обвинений, тяготевших над ним.

Александра Фадеева,
Моабитской тюрьме.

Тюрьма Моабит - старейшая немецкая тюрьма. Находится она в Берлине и построена в 1889 году. В Моабите сидели легендарный лидер немецких коммунистов Эрнст Тельман, Георгий Димитров, осуждённый за поджог здания Рейхстага, Муса Джалиль…

Тиммерманс Андре - бельгийский патриот, активный участник движения Сопротивления. Находился в тюрьме тюрьмы на Лертер-штрассе в Берлине в одной камере с М. Джалилем. Незадолго перед казнью Муса Джалиль попросил Тиммерманса сохранить его самодельную тетрадь со стихами, написанными в тюрьме. Предсмертную просьбу поэта Андре сумел выполнить.

Андре Тиммерманс.

Гази Кашшафу - Миргази Султанович Кашафутдинов (1907-1975), друг и душеприказчик М. Джалиля, известный критик, литературовед. основной биограф и исследователь жизненного пути М. Джалиля. Вся жизнь его и деятельность отданы раскрытию роли поэта в подпольной организации антифашистов и коммунистов, окружению поэта.

Гази Кашшафу
Krasnaya_romashka.jpg
Моабитская тетрадь.jpg
3.webp
избранное.webp
4.webp
bottom of page