top of page

Всю войну сражался на одном самолете

 

       Гофман  Генрих  Борисович  (28  февраля  1922  -  22  мая  1995)  -  советский  военный  лётчик  и  писатель,  Герой Советского Союза, полковник.

Довоенная жизнь

     Гофман Генрих Борисович родился 28 февраля 1922 года в еврейской семье, в городе Иркутске. Как только мальчик подрос, семья переехала в Москву. В школу Генрих пошел уже в столице. С детства интересовался авиацией. Параллельно с учебой в школе он начал заниматься в Дзержинском аэроклубе Москвы и успешно окончил его. В 1940 году по комсомольскому набору пошел в авиацию. Вскоре его призвали в ряды Красной Армии.

С июля 1941 года по август 1942 года обучался в Слонимской, Поставской, 1-й Чкаловской, 3-й Чкаловской военных авиационных школах летчиков.

Боевой путь

  С мая 1943 по май 1945 года командир звена штурмового авиационного полка, заместитель командира авиаэскадрильи  322-го  штурмового авиационного полка.  Прошел путь от рядового лётчика до заместителя командира эскадрильи - таков путь славного освободителя. За это время он показал себя мужественным, отважным, бесстрашным лётчиком-штурмовиком, его жизнь принадлежала Родине, во имя её он десятки раз смотрел в лицо смерти и всегда выходил победителем Он водил группы штурмовиков над горными хребтами Кавказа, он гнал немцев с Кубани, Тамани и Крыма. Совершил 168 успешных боевых вылетов.

   Будучи участником героической битвы за Кавказ, Керчь, Крым и город русской славы Севастополь, показал мастерство штурмовых ударов и бесстрашие воздушного воина. В зоне сильного зенитного огня он снижался до бреющего полёта и в упор поражал живую силу и технику противника. Там он произвёл 74 успешных боевых вылета и в каждом из них показывал образцы выполнения боевого задания и высокую боевую выучку.

   Воевал на Северо-Кавказском, на 2-м Прибалтийском и Ленинградском фронтах. Участвовал в Новороссийско-Таманской, Керченско-Эльтигенской, Крымской, Режицко-Двинской и Рижской операциях, блокаде курляндской группировки противника.

    Всю войну Гофман пролетал на одном самолёте, который к концу боев насчитывал около шестисот пробоин от огня зенитной артиллерии и истребителей противника.

    Летчик любил свой надежный самолет ИЛ-2, который гитлеровцы называли "Черная смерть". И, когда в конце войны по просьбе конструктора самолета у боевых летчиков были затребованы характеристики на штурмовик, Герман Гофман писал конструктору С.В. Ильюшину: "Хочу от всего сердца поблагодарить Вас за ваш замечательный самолет ИЛ-2, на котором я совершил сто шестьдесят боевых вылетов и налетал сто девяносто часов. Номер самолета 1873290. За эти вылеты самолет ни разу не отказывал. За это время на нем после выработки ресурса сменили первый мотор, и сейчас почти выработан ресурс второго мотора. Самолет получил множество пробоин от зенитной артиллерии противника. Несмотря на огромное количество "заплат" самолет не изменил своих качеств".

    За сохранность самолёта в боевых условиях авиаконструктор С.В. Ильюшин подарил Гофману свой новый самолёт ИЛ-10.

    Будучи участником героической битвы за город русской славы Севастополь, показал мастерство штурмовых ударов и бесстрашие воздушного воина. В зоне сильного зенитного огня он снижался до бреющего полёта и в упор поражал живую силу и технику противника.

   В сентябре месяце 1943 г. Верховный Главнокомандующий поставил перед войсками Северо-Кавказского фронта задачу сломать сильно укрепленную оборонительную линию противника на Северном Кавказе, названную противником "голубой линией", и последовательными ударами очистить Кавказ от немецких полчищ.

    26 сентября 1943 года Генрих Борисович ведомым в составе четырёх самолётов ИЛ-2 вылетел на штурмовку "голубой линии".  Группу самолётов у цели встретила стена сплошного заградительного огня. Гофман, умело маневрируя, отыскивал цели и метко поражал их. Ничто не страшило бесстрашного летчика, и в результате ряда дерзких атак Гофман уничтожил четыре автомашины с боеприпасами, разрушил два блиндажа и подавил огонь одной зенитной артиллерии. Наземное командование прислало в часть телеграмму с благодарностью за оказанную помощь.

   В дни наступательных боёв на Тамани и при штурме обороны противника на Керченском полуострове Генрих Борисович показал высокие образцы стремительных и внезапных атак, примеры героизма и мужества. Так при штурме «голубой линии» в районе юго-восточнее станицы Вышестеблиевская, которая была прикрыта сильным огнём зенитной артиллерии и истребительной авиацией, он, внезапно подойдя к цели, прямым попаданием бомб взорвал склад с боеприпасами, рядом последующих атак подавил огонь одной артиллерийской батареи противника, поджёг два дома, превращённых немцами в сильный узел сопротивления.

   Примеры отваги, мужества, искусства ведения воздушного боя Герман Борисович показывал при каждом своем вылете.  Воин с твердой силой воли, с высокой боевой выучкой, помноженной на храбрость и бесстрашие, он мужественно сражался при проведении Керченско-Эльтигенской десантной операции. В ноябре 1943 г. был высажен десант на Керченском полуострове в районе Эльтиген. Целью операции являлось создание исходного плацдарма на Керченском полуострове для последующего развертывания боевых действий по освобождению Крыма.

   Подтянув силы, противник, пользуясь преимуществом в живой силе и технике, решил уничтожить десант рядом контратак пехоты при поддержке танков. В этом районе немцы сосредоточили живую силу и технику для броска в контратаку против нашего десанта.  От советской авиации потребовалась помощь в прикрытии десанта с воздуха.

    6 ноября 1943 года Гофман в группе из пяти самолётов вылетел на штурмовку контратакующих войск противника на Керченском полуострове.  Одновременно со штурмовкой он "доразведовал" точное рассредоточение пехоты и танков противника. Гофман вместе с другими самолетами всей мощью своей боевой машины обрушился на расположение танков и пехоты противника. В результате действий группы контратака немцев была сорвана.

    Когда противнику, имевшему на Керченском полуострове преимущество в живой силе и технике, удалось потеснить наш десант к берегу Керченского пролива и блокировать его с моря, полку была поставлена задача обеспечить десантников боеприпасами и продовольствием. Десантниками удерживалась узкая полоса берега Керченского пролива, куда надо было сбрасывать мешки с боеприпасами и продовольствием. Подходы к этому району простреливались всеми зенитными средствами и полевой артиллерией. Несмотря на всю сложность и опасность выполнения ответственного задания по доставке боеприпасов и продовольствия десантникам, Гофман произвёл 22 вылета и доставил 44 мешка с продовольствием и боеприпасами.

  Там, где, казалось, никто не мог пройти, где сплошная завеса зенитного огня преграждала дорогу к цели, там проскакивает со своей группой Гофман, там он настигает врага и бьёт его беспощадно, мастерски и умело, невзирая ни на какие препятствия. В дни победоносных боёв в Крыму за освобождение родной земли, родных городов - Керчи, Феодосии, Севастополя - Гофман неоднократно показал образцы мужества и героизма. Практически каждый вылет    Генриха Борисовича – это подвиг во имя Родины и мира на земле.

   15 апреля 1944 года при выполнении боевого задания в районе Ялты по уничтожению артиллерии и живой силы противника Гофман в очередной раз проявил исключительное мужество и мастерство. У цели противник открыл интенсивный огонь зенитной артиллерии, казалось, никто не пробьёт его сплошную завесу. Грамотно маневрируя, Гофман с трёх заходов шестью атаками штурмовал противника, в результате чего взорвал склад с боеприпасами - другие экипажи наблюдали два больших очага пожара. Затем, рискуя жизнью, он повторил атаку по точкам зенитных батарей и заставил их замолчать, чем обеспечил успешное выполнение задания всей группой наших штурмовиков.

    За мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевых заданий в борьбе за Крым и город Севастополь, Гофман был награждён орденом Красного Знамени.

  За годы войны Гофман совершил 146 успешных боевых вылетов, каждый из которых дорого обошёлся врагу. 146 боевых вылетов - это 146 побед офицера Гофмана.

   Свой большой боевой опыт умело передает молодому летному составу. Ввёл в строй из молодого лётного состава 11 человек.

   За выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, проявленные при этом мужество, отвагу и героизм, в 1944 году Гофман был представлен к высшей правительственной награде - званию "Герой Советского Союза".

 

Мирное время

    Окончив после войны Краснознамённую Военно-воздушную академию, Гофман до 1962 года продолжал служить на командных должностях в ВВС Советской Армии. После демобилизации посвятил себя целиком литературному труду, которым начал заниматься с 1957 г. В документальных повестях и очерках Гофман познакомил читателей с образами  отважных советских лётчиков, парашютистов, планеристов.

"Комсомольский набор" - 25 января 1931 года IX съезд комсомола бросил в массы крылатый лозунг: "Комсомолец - на самолет!" Энтузиасты-комсомольцы в свободное время в клубах и секциях добровольного общества Осоавиахим осваивали авиационные (и не только авиационные) профессии. Лучшие из окончивших аэроклубы по рекомендациям комсомола шли в учебные заведения Военно-воздушных сил, имея уже и теоретические знания, и летный стаж.

комсомольскому набору

1-е Чкаловское авиационное училище лётчиков имени К.Е. Ворошилова берет свое начало с Серпуховской школы воздушного боя и бомбометания. Ее сформировали 10 августа 1921 года. В последующем школу неоднократно переименовывали. 2 февраля 1939 года училище было разделено на два самостоятельных училища: 1-е Чкаловское военное и 2-е Чкаловское военное авиационное училище штурманов. Такое разделение дало возможность улучшить условия подготовки лётчиков и штурманов. 5 февраля 1941 года училище было переименовано в 1-ю Чкаловскую военно-авиационную школу пилотов имени К.Е. Ворошилова. Сто семьдесят два летчика - выпускников школы (училища) - были удостоены высокого звания "Герой Советского Союза", в том числе девять – дважды.

1-й Чкаловской,

Командир летной эскадрильи. Руководит авиационной эскадрильей. Эскадрилья - воинское формирование, основное тактическое подразделение в военно-воздушных силах (ВВС). В составе современной эскадрильи находится от 8 до 30 и более единиц летательных аппаратов.

командира эскадрильи

Керченско-Эльтигенская десантная операция (31 октября - 11 декабря 1943 года) - операция войск Северо-Кавказского фронта, Черноморского флота и Азовской военной флотилии при поддержке 4-й воздушной армии.. Целью операции было нанесение удара северо-восточнее Керчи и Эльтигена, освобождение города и порта Керчь, овладение портом Камыш-Бурун и дальнейшее освобождение Крыма. Это одна из крупнейших десантных операций Великой Отечественной войны. Её продолжительность составила 40 суток. Итогом операции стал захват плацдарма на Крымском полуострове.

Керченско-Эльтигенской,

Блокада Курляндской группировки - (известная также как Курляндская крепость или Курляндский котел) сформировалась осенью 1944 года, когда западная часть Латвии (исторически известная под названием Курляндия) оставалась оккупированной войсками гитлеровской Германии. Немецкая "курляндская" армия, стала последней группировкой немецких войск на территории Советского Союза. Несмотря на объявление безоговорочной капитуляции Германии, армия продолжала оказывать жестокое сопротивление советским войскам вплоть до 15 мая 1945 года. Только с пятой попытки войскам Красной Армии удалось прорвать оборону и полностью подавить сопротивление противника. В плен по разным данным попало от 135 до 203 тысяч солдат и офицеров немецкой армии, включая примерно 14 тысяч латышских добровольцев.

группировки противника.
блокаде курляндской

С.В. Ильюшин - советский авиаконструктор, разработчик самого массового (36 183) боевого самолёта в истории - штурмовика Ил-2. Трижды Герой Социалистического Труда. Единственный Лауреат семи Сталинских премий. Лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР. Кавалер восьми орденов Ленина. Генерал-полковник инженерно-технической службы. Академик АН СССР. Ил-2 стал одним из символов нашей Победы. Ильюшин один из основателей отечественной школы авиастроения и создатель уникальных, легендарных самолетов-рекордсменов, названия которых знает и помнит весь мир: реактивный бомбардировщик ИЛ-28, межконтинентальный пассажирский самолет ИЛ-62 и другие.

С.В. Ильюшину:

Севастополь расположен на юго-западе Крымского полуострова, на побережье Чёрного моря. Этот город неоднократно показывал всему миру, что такое настоящая доблесть: две «обороны Севастополя» - во время Крымской и Великой Отечественной войн - навечно вписаны в историю военной славы. Недаром ещё 1 мая 1945 года Севастополь наряду с Ленинградом, Сталинградом и Одессой был впервые наречён городом-героем.  Город-герой - высшая степень отличия, которой удостоены двенадцать городов Советского Союза, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.

Севастополь,

"Голубая линия" - сложнейшая система немецких укреплений на Таманском полуострове во время Великой Отечественной войны. Всего в годы Второй мировой войны подобных линий обороны существовало только три: это линия Мажино во Франции, линия Маннергейма в Финляндии и "Голубая линия" на Кубани.  Общая численность таманской группировки немцев - 400 000 человек, 2860 орудий и минометов, свыше 100 танков и штурмовых орудий, 300 самолетов.  Больше пяти месяцев шли жестокие бои. В ходе боев в Новороссийско-Таманской операции советские войска овладели «Голубой линией» и 9 октября 1943 года окончательно выбили немецкие войска с Таманского полуострова.

"голубой линии".

Вышестеблиевская - станица в Темрюкском районе Краснодарского края. Административный центр Вышестеблиевского сельского поселения. Расположена в центральной части Таманского полуострова, на берегу лимана Цокур.

станицы Вышестеблиевская,
кн самолет.jpg
10414858_edited.jpg
ГОф6.jpg
bottom of page