top of page

На крыльях мужества

 

        Тихомолов Борис Ермилович (28 июня 1913 - 17 декабря 1991 гг.) - советский писатель, гвардии майор, летчик авиации дальнего действия, Герой Советского Союза.

Баку - столица Республики Азербайджан. Баку был известен  еще в период раннего и развитого Средневековья как важный центр по добыче и переработке нефти, являлся крупнейшим портом на Каспийском море.

Баку,

Довоенная жизнь

      Борис Тихомолов родился 28 июня 1913 года в дореволюционном Баку, сирота. Воспитывался в приюте. Постоянно мальчик мечтал о папе и маме.  Мечта его сбылась. Был усыновлён семьёй матроса Ермила Тихомолова. В 1918 году семья покинула Баку, который вот-вот должны были занять протурецкие части, и после скитаний по городам России поселилась в Ташкенте. Жизнь Бориса Ермиловича Тихомолова складывалась так же, как и жизнь сверстников его поколения. Школа в Ташкенте, потом по путевке комсомола - строительство знаменитого ташкентского "Сельмаша".

Днем - землекоп, вечером - книги, комсомольские собрания, жаркие споры.

    Однажды - это было в 1929 году - он написал очерк о своих друзьях-комсомольцах, строителях ташкентского завода, и напечатал его в "Правде Востока". Товарищи, прочитав газету, похвалили, прибавив, что из него может получиться писатель. Но он не придал значения словам товарищей и вскоре забыл о своем выступлении в печати.

В те дни его страстно влекло небо. Из бесчисленного разнообразия профессий Борис Тихомолов избрал самую романтическую - профессию летчика. Борис Ермилович вспоминал: "Друг как-то принес газету – смотри, на летчиков учат. Хватаю газету, лихорадочно ее разворачиваю. И уже не слышу и не вижу ничего, кроме текста, набранного жирным шрифтом: "Мастерские "Добролета" производят набор слушателей в возрасте от 17 до 25 лет на шестимесячные курсы ЦИТа по подготовке авиаспециалистов: жестянщиков; клепальщиков, мотористов, сборщиков самолетов... Курсанты обеспечиваются стипендией в размере… ". Да, а на кого же я буду учиться? На моториста? Заманчиво иметь дело с моторами, разбирать их, ремонтировать. Но ведь я хочу быть летчиком! Значит, важнее изучить самолет. Сборщик самолетов - вот какую специальность я должен получить! Здесь, в мастерских, казалось, сам воздух был насыщен романтикой полета. Я не мог без волнения смотреть на разобранные самолеты, такие сложные и вместе с тем такие простые".

      Борис Ермилович успешно закончил шестимесячные курсы авиаспециалистов и успел, хотя и немного, поработать сборщиком самолетов в ремонтных мастерских. "Добролета".

      В 1931 году он уехал в город Балашов (Саратовская область). Здесь исполнилась его заветная мечта - он поступил в 3-ю Объединённую школу пилотов и авиатехников Гражданского Воздушного Флота (ГВФ), куда его зачислили после трудного конкурса: на каждое место претендовало 25 человек.  Помогли большая работоспособность, желание и упорство. Блестяще закончив авиашколу, он стал инструктором этой же школы.

     За три года работы в авиашколе он еще более усовершенствовал умение парить в воздухе. А главное, педпрактика исподволь формировала в нем будущего писателя. Чтобы научить курсанта летать, надо было обладать качествами и первоклассного пилота, и хорошего психолога.

     В 1936 году родной Средней Азии потребовались летчики. Набирали только добровольцев: слишком тяжелые были условия - безводье, жара, пески из края в край, зимой - буранные ветры. И очень уж неромантическим, изнуряюще однообразным представлялся труд транспортника, летающего над пустыней. Тихомолов просит направить его в жаркое небо Азии.

     С 1936 года он летчик Ташкентского отряда ГФВ.  Он летал днем и ночью на трассах Ашхабад - Нёбит-Даг, Чарджоу - Ташауp, Кара-Калпакия - Узбекистан и других больших и малых воздушных дорогах. Возил грузы, почту, строителей. Он поспевал всюду, видел многое. И всякое с ним случалось на неизведанных трассах. Однажды чуть не погиб в песках Каракумов. В другой раз пришлось совершить шестисоткилометровый ночной перелет над безводной пустыней и горами и, не отдохнув, снова отправиться в путь: никто, кроме него, не мог выполнить этот полет.

 

Боевой путь

           С первых дней войны. Борис Тихомолов просится на фронт. Он вспоминает: "Война идет уже восьмой месяц, а я сижу в тылу. В Ташкенте. Летаю. Вожу грузы, почту, пассажиров. Все, как и в мирное время. Очень неприятно и стыдно перед теми, кто уже там - на фронте".

      Не сразу, но в конце концов все-таки добился, что его зачислили в бомбардировочную авиацию дальнего действия.

       1 апреля 1942 года он из гражданского воздушного флота прибыл в 750-й авиационный полк 17-й авиационная дивизии авиации дальнего действия. За короткий срок овладел в совершенстве ночными полетами на самолете ИЛ-4 и успешно произвёл 25 боевых вылетов в район Смоленска, Витебска, Брянска, Харькова, Курска, Воронежа, за что был 20 июня 1942 года представлен к ордену Красное Знамя. Но командование тут же посчитало, что награждать так скоро лётчика не стоит. Наградной лист должен был, так сказать, "отлежаться".

      Гитлеровцы еще стояли у стен Сталинграда, а Советская Армия уже бомбила Берлин. Отважного опытного летчика Бориса Ермиловича Тихомолова включили в группу летчиков, которым предстояло совершать 1765-километровые полеты и бомбить Берлин.  ИЛ-4 не были приспособлены для таких дальних расстояний – не хватало горючего. Но умения и старания Бориса Тихомолова помогли ему совершить несколько полётов на Берлин.

Что только ни придумывали фашисты, чтобы объяснить миру появление русских самолетов над Германией! Сам Геббельс вынужден был заявить по радио, что русские совершают "челночные" полеты; что без посадки в Англии они не в состоянии покрывать расстояние в оба конца

       В декабре 1942 года Борису Тихомолову за успешное выполнение задания по бомбардировке Берлина было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Он - Герой Советского Союза, получивший это высокое звание не за один какой-то героический подвиг. Весь его боевой путь по опасным воздушным трассам войны есть не что иное, как героизм, совершаемый ежедневно, ежечасно.

     В ноябре-декабре 1943 года гвардии майор Б.Е. Тихомолов совместно с другими экипажами обслуживал Тегеранскую конференцию глав правительств антигитлеровской коалиции (28 ноября - 1 декабря 1943 года). Не случайно  именно  ему  вместе  с  несколькими  другими  пилотами  поручили  в  1943  году  доставить  на  Тегеранскую конференцию советскую правительственную делегацию.

         Бомбил врага повсюду - в далеком тылу и на фронте, во время наступлений и бегства фашистских армий.

16 апреля 1945 года отважный летчик участвовал в исторической Берлинской операции. Всего за годы войны Б.Е. Тихомолов совершил 212 боевых вылетов.

 

Мирное время

        После войны, не соблазнившись блестящей военной карьерой, он снова занялся мирным трудом, а вскоре стал и писателем.

      В 1945 году гвардии майор Б. Е. Тихомолов уволен в запас. Работал лётчиком-инструктором в Главном управлении геодезии и картографии при Совете министров СССР.

Был членом Союза писателей СССР. После войны Борис Ермилович некоторое время жил в Сочи. Стал известным детским писателем.

     Тихомолов всегда был скромным, простым человеком. Его произведения очень любили дети и подростки, его часто приглашали выступать в школы, пионерские лагеря - он всегда очень волновался перед выступлениями.

Первый его рассказ появился в 1950 году. Поначалу Борис Тихомолов задумал было роман в трех частях. Трудился над ним около двух лет. Послал рукопись писателю С. Бабаевскому и в марте 1952 года получил от него ответ. "Мне думается, - писая С. Бабаевский, - что Вам, человеку, безусловно, способному, следует начать с азов. Напишите книгу о людях авиации дальнего действия во время войны. Такая книжка очень нужна".

    "Трудно было, - позже признавался Б. Тихомолов. - Как при налетах на Берлин". Затем, после пятилетнего перерыва, он возобновил литературную работу - его рассказы, очерки и критические статьи стали появляться в различных газетах и журналах. Первая книжка его рассказов "Сапар-батыр" вышла в Москве, в Детгизе, в 1958 году.

      Трудно! Но с трудностями бывшему летчику сталкиваться не впервые. Он не щадит себя, переписывая снова и снова свои рассказы. И они появляются в газетах и журналах - столичных и местных, детских и взрослых. Складывается писательский почерк, своеобразная манера Бориса Тихомолова-писателя, словно бы ведущего рассказ с глазу на глаз с читательской аудиторией. Борис Тихомолов хочет, чтобы писатель воспитывал у молодого человека готовность к трудностям, не преувеличивая и не преуменьшая их, не приходя в восторг по каждому рядовому случаю из жизни летчиков. Мужество как норма жизни человека - к этому зовет писатель в своих книгах.

Протурецкие войска - Кавказская исламская армия под командованием турецкого генерала Нури-паши Киллигиля.

протурецкие

Берлинская операция - Берлинская стратегическая наступательная операция, которая проводилась с 16 апреля по 8 мая 1945 года. Штурмом приходилось брать каждую улицу и дом. 29 апреля начались бои за рейхстаг.

"Добролет". В марте 1923 года было основано Всероссийское общество воздушного добровольного флота "Добролет". Территориально деятельность этой организации охватывала Россию и Среднюю Азию. Среднеазиатское отделение было создано в августе тогоже года.

"Добролета"

Небит-Даг -  поселок (в переводе "нефтяная гора"), ныне город Балканабат Республика Туркмения.

 Ашхабад - столица Туркмении, крупнейший административно-политический, промышленный, научный и культурный центр государства.

Ашхабад - Нёбит-Даг,

Чарджоу - ныне (с 1999 г.) город Туркменабад. Переводится как "созданный туркменами". Население Туркменабада является многонациональным.

Чарджоу

Ташауp – город на северо-востоке Туркмении.

Ташауp,

Авиация дальнего действия- являлась родом сил ВВС ВС СССР центрального подчинения, то есть подчинялась непосредственно Верховному Главнокомандующему ВС Союза. Основу боевого самолётного парка авиации дальнего действия составляли дальние бомбардировщики Ил-4. Лётчики тяжёлой авиации наносили удары по городам Данцигу, Кёнигсбергу, КраковуБерлину, ХельсинкиТаллину и другим, принимали активное участие в операциях на территории Прибалтики.

авиацию дальнего
Тегеранскую конференцию
Берлинской операции.

 Кара-Калпакия - ныне Республика Каракалпакста- суверенная республика в составе Узбекистана. Более половины территории республики занимают пустыни.

 

Узбекистан – суверенное государство, занимающее обширную территорию в центральной части Средней Азии, окруженное пятью державами, с которыми его связывают века общей истории. Расположен в бассейнах Амударьи и Сырдарьи – крупнейших среднеазиатских рек.

Кара-Калпакия - Узбекистан

Ташкентский "Сельмаш" ("Ташсельмаш") – крупное предприятие сельскохозяйственного машиностроения СССР, выпускающее хлопкоуборочные машины. Первая очередь предприятия пущена в эксплуатацию 1 мая 1931 года. "Ташсельмаш" был одним из двух известных в мире предприятий и единственным заводом в бывшем Советском Союзе, выпускавшим хлопкоуборочные машины.

ташкентского "Сельмаша".
bottom of page